Аневризма аорты – молчаливая угроза
Наверняка вы видели в фильмах тот самый момент, когда пациент падает без сознания, счет идет на минуты, и врачам, моментально определившим беду — разрыв аневризмы аорты — чудом удается спасти его. Или нет. Что это такое, насколько опасна эта болезнь, нужно ли ее у себя искать, и, главное — можно ли предупредить смерть от разрыва аневризмы — рассказывает сосудистый хирург Оренбургской областной клинической больницы, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Алексей Михайлович Чумаков.
Аорта — самый крупный сосуд, который несет кровь, богатую кислородом. Она начинается своим корнем от левого желудочка, идет вверх, в сторону шеи, там делает разворот, давая крупнейшие ветви, питающие голову, шею и верхние конечности, и, наконец, направляется вниз, проходя через диафрагму, попутно отдавая ветви к частям тела и органам. Аорта заканчивает свой путь чуть выше уровня крестца, где делится на две конечные ветви, кровоснабжающие всю нижнюю половину тела.
Стенка аорты очень плотная и прочная, практически не растягивается. Ежесекундно сердце выталкивает в аорту кровь под большим давлением, и ей нужно «держать удар». Если сосуд поражен атеросклерозом или есть генетические нарушения, из-за которых соединительная ткань недостаточно прочная, или — иногда — без видимых причин, участок аорты расширяется, стенка ее истончается и легко может разорваться или расслоиться. Так возникает аневризма.
Аневризма чаще поражает брюшной отдел нисходящей части аорты, но может развиваться и в ее корне, восходящей части, дуге или нисходящем грудном отделе. Иногда она расположена одновременно в грудной и брюшной полости (торакоабдоминальная аневризма), и даже — на всем протяжении сосуда. Последний случай как раз типичная генетическая история. Аневризма брюшной аорты, напротив — обычно следствие атеросклероза. Она возникает у лиц пожилого возраста, чаще мужчин, обычно — курящих, с лишним весом, ведущих малоподвижный образ жизни, с высоким артериальным давлением в отсутствие адекватной терапии. Так вырисовывается группа риска по аневризме — это те же самые пациенты, что рискуют перенести инфаркт и инсульт. И, к какому бы специалисту она не попали на прием — врач должен всегда помнить о возможной аневризме аорты. И сами пациенты тоже.
Самое сложное с аневризмой — обнаружить ее. В большинстве случаев заболевание имеет абсолютно бессимптомное течение и никак себя не проявляет до момента разрыва или расслоения. Распознать беду тут — это непростая наука и великое искусство. Недавно я лечил пациента, которому аневризму нашел врач УЗИ. Искал панкреатит, но посмотрел детально, и увидел – распознал. А пациент был ответственный и сделал МСКТ. И, хотя он поступил к нам в плановом порядке, на операции мы обнаружили начинающийся разрыв, который чудом остановился и затромбировался. Пациента мы благополучно прооперировали, долечили и выписали. Но, к сожалению, не все истории так оптимистичны.
Очень часто пациенты поступают к нам в экстренном порядке с клиникой разрыва или расслоения. Острая, пронзительная, раздирающая боль, падение артериального давления, наличие пульсирующего образования в животе — характерная триада симптомов, требующая немедленной госпитализации пациента в отделение сосудистой хирургии. Иногда все происходит моментально — человек просто кричит от боли и падает без сознания. В этой ситуации успеть доставить его к нам почти невозможно. И даже поступив в операционную, пациент переносит такую кровопотерю, после которой крайне сложно восстановиться. К сожалению, мы теряем больных в раннем послеоперационном периоде именно из-за этого.
— Кстати, нередки ситуации, когда аневризма аорты «маскируется», и пациенты попадают к общему хирургу. Это могут быть упорные боли в животе, и даже кровотечение из двенадцатиперстной кишки. Это происходит, когда измененная стенка аорты плотно прирастает к кишке и разрывается в ее полость. Ситуация сложная для диагностики, но благодаря слаженной работе хирургов, эндоскопистов и сосудистых хирургов, мы спасали таких больных.
Несмотря на всю критичность ситуации, организм может победить разрыв, остановить его на время. Это происходит из-за активного свертывания крови в месте разрыва и образования тромботической чаши, которая буквально «затыкает дырку». Это очень временная мера, но она дает нам возможность успеть оказать помощь пациенту. Лечение хирургическое — удаление поврежденного участка и замещение его сосудистым протезом. Мы проводим около 40-50 таких операций в год, и, к счастью, большинство из них — плановые и имеют счастливый финал. Иногда хэппи-энд случается и у экстренных больных, и это всегда невероятная радость и гордость. Но хочется, конечно, чтобы все пациенты поступали стабильными, готовыми к операции, и уходили от нас здоровыми, с новой аортой. В некоторых случаях можно обойтись малоинвазивным эндоваскулярным вмешательством и укрепить аорту стентом, введя его через небольшой разрез на бедре. Маленькую и медленно растущую аневризму мы просто наблюдаем. В любом случае, чем раньше проблема обнаружена, тем больше у нас времени определиться с тактикой, подготовить пациента, обойтись минимальной операционной травмой.
Главный вопрос — можно ли защититься от беды?
— Безусловно, можно. Лицам с патологией соединительной ткани — регулярное обследование. Пациентам, имеющим подтвержденный атеросклероз в любом бассейне — коронарных, сонных артерий, сосудов нижних конечностей — регулярное обследование. Пациенты с гипертонической болезнью — также кандидаты на пристальное внимание. И, пожалуйста, не забывайте о факторах риска. Антигипертензивная терапия и статины по показаниям, снижение веса и отказ от курения всем страдающим и злоупотребляющим — действенные способы предотвратить болезнь. И, наконец, просто помнить об аневризме. Предупрежден — вооружен. От себя же всем желаю знакомиться со мной по другому поводу и — только в плановых обстоятельствах.