Оренбургская Неделя «Врач Андрей Климов: «Стопа – дело тонкое»
Половина моих знакомых либо сделала, либо собирается сделать операцию по удалению «шишек» на ногах. Проблема эта настолько распространенная, что даже появилась специальность подолог – специалист по стопе.
Об этом мы и побеседовали с Андреем Климовым, врачом травматолого-ортопедического отделения Оренбургской областной клинической больницы, специализирующимся в области подологии с 2017 года.
Чем чревато плоскостопие?
– Андрей Петрович, расскажите, как обстоит дело с точки зрения специалиста?
– Заболевания стоп – действительно очень распространенная проблема. Особенно среди женщин и детей. Ситуация осложняется еще и тем, что патология стоп тянет за собой целую цепочку других проблем. Дело в том, что нарушение анатомии и биомеханики стопы ведет за собой нарушения нормального функционирования голеностопных, коленных, тазобедренных суставов, крестцово-подвздошных сочленений, позвоночного столба. Так, скажем, при плоско-вальгусной патологии стоп (продольном плоскостопии), мышцы вращающие стопу вовнутрь находятся в перенапряжении, а мышцы вращающие стопу кнаружи – не задействованы. Соответственно при ходьбе вовлечена в работу не вся группа мышц голени, и ноги быстрее устают. Когда мышцы работают неравномерно — страдает и сосудистая система. В частности
– развивается венозный застой, влекущий за собой варикоз, тромбоз, сосудистые звездочки и т.д. И это только часть айсберга – комплекса проблем, развивающихся при патологии стоп. Слабая информированность людей с деформациями стоп о возможностях современной ортопедии ведет к тому, что многие отказываются от своевременного хирургического лечения. А то и вовсе не обращаются к ортопедам. Это неизбежно доводит патологический процесс до запущенных стадий, требующих сложных реконструктивных вмешательств. А между тем современный уровень операций по коррекции стопы позволяет максимально рано поставить на ноги оперированных пациентов, сократив длительность послеоперационной реабилитации, а также исключив вероятность рецидивов деформации и повторных вмешательств.
«Я танцевать хочу!»
– В каком возрасте люди чаще всего хотят вернуть былую легкость в ногах?
– Возрастной диапазон наших пациентов – от 20 до 80 лет.
– Неужели и 80-летних беретесь оперировать?
– Все зависит от общего состояния и степени активности этой категории пациентов.
– Что движет людьми преклонных лет, когда они решаются на операцию?
– Одних заставляют быть в форме бытовые заботы, но состояние стоп мешает их социальной активности. У других, несмотря на возраст, душа, как говорится, поет. Им хочется радоваться жизни. Наш долг помочь и тем, и другим. И как приятно, когда пациентка из этой возрастной категории тебе говорит: «Доктор, я снова хожу на танцы!». Такое признание дорогого стоит.
– А что приводит к вам молодежь?
– Что касается молодежи – это, как правило, не столько болевой синдром, сколько косметический аспект. Или негативные примеры их мам или бабушек. Здесь в плане целесообразности операции надо разбираться индивидуально. Иногда достаточно лечебно-профилактического консервативного воздействия.
Опасные шпильки и не только
– Вы говорите о пациентах-женщинах. А мужчин оперировали?
– Единицы. Дело в том, что основной поток составляют пациенты с патологией переднего отдела стопы. А поперечная распластанность, «шишки» или «косточки» на ногах – следствие узкой и тесной обуви на высоком каблуке. А это – «привилегия» женщин. Неудобная обувь хоть и основная, но не единственная причина развития данной патологии. Это и нарушение роста и развития костей, неврологические заболевания, последствия травм, артропатии, связочная гипермобильность, мышечно-сухожильный дисбаланс, опухоли, избыточный вес, работа, связанная с длительным стоянием или ходьбой, профессиональный спорт – бег, прыжки, поднятие тяжестей. А все это может быть и у мужчин.
– Откуда берется плоскостопие? Ведь оно бывает даже у детей. А они не носят каблуки.
– Мы рождаемся плоскостопыми. К трем-четырем годам плоскостопие сохраняется примерно у 67 процентов детей. К семи-восьми годам – уже у 24. То есть стопа в процессе жизнедеятельности развивается и формируется. Здесь все зависит от преобладания внутренних или внешних факторов. Как правило, к трём годам уже видно – нужно помогать стопе формироваться или она сама «справится»? Всегда начинаем с консервативных методов помощи. Я опять говорю об индивидуальных ортопедических стельках, массаже и т. д.
– Говорят, «шишки» вырастают снова. Я знаю людей, которые шли на повторные операции…
– Повторные операции случаются. Тут несколько причин. Бывает, после сложной операции на стопе с выраженными грубыми изменениями остаются «шероховатости», которые потом устраняются оперативным путем. Но это уже другой объем и другая степень сложности операции. Бывает, пациенты в раннем послеоперационном периоде не соблюдают режим и рекомендации оперирующего хирурга. Им кажется – что если уже не болит, то недалеко и ненадолго можно пройтись без специальной обуви. В итоге – перелом косточек, вторичное смещение. Бывает, импланты (винты) из косточек начинают мигрировать и мешать в обуви. Их через мини-доступы удаляют амбулаторно. В любом случае пациенты с патологией стопы должны находиться под динамическим наблюдением. Все мои пациенты, получающие консервативное лечение и уже прооперированные, находятся под контролем. Все со мной на связи. И при возникновении каких-либо проблем мы их решаем совместно.
Босиком бы пробежаться по росе…
– Что вы порекомендуете тем, кто стремится, как можно дольше быть «на ходу»?
– Для начала прийти на консультацию. Определить – сразу оперировать или повременить. Выяснить, чего мы совместно с пациентом хотим добиться, какого результата. Если приходим к выводу, что на данном этапе можно остановить прогрессирование патологии с помощью консервативного лечения, принимаем профилактические меры. Это, в первую очередь, индивидуальные ортопедические стельки для воссоздания анатомии и биомеханики стопы. Плюс к этому массаж спины, голени, стопы (массаж нижних конечностей – только после УЗИ вен), мануальная терапия, лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры, игло-рефлексотерапия, кинезиотейпирование, плавание. Также рекомендуется ходьба босиком по неровной поверхности — траве, гальке, песку. Необходимо постоянно пользоваться массажными ковриками, различными массажерами для стоп и спины. Ну и конечно, наблюдаться у своего ортопеда. Все что я перечислил, необходимо использовать и в послеоперационном периоде.
– Меняются ли со временем технологии, подходы в области реконструкции стопы?
– Меняются. Вообще, хирургия стопы – относительно молодой раздел хирургии. Она стала развиваться в России лет 20 назад. В начале своего врачебного пути, я видел только одну реконструктивную операцию на переднем отделе стопы. За два десятилетия объемы оперативного вмешательства на стопе и голеностопном суставе значительно выросли, а методы усовершенствовались. Используются самые разные оперативные техники – от малоинвазивных (через проколы кожи), артроскопических (с помощью мини-видеокамер) до эндопротезирования суставов. В настоящее время на стопе и голеностопном суставе насчитывается около 200 видов оперативных вмешательств. Ведь стопа, имеющая арочную конструкцию, состоит из 26 костей и 30 сочленений. Там есть, где проблеме разгуляться.
Информация с сайта ""ОРЕНБУРГСКАЯ НеделЯ