Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

Главный хирург области Дмитрий Дёмин стал героем второй встречи профориентационного проекта «Наш доктор»

Мероприятие организовано региональным центром общественного здоровья совместно с областной клинической больницей, которая в этом году отмечает своё 150-летие.

В «Молодежном центре» в «Армаде» встретились две команды старшеклассников: лицея для одарённых детей Оренбуржья и городского лицея № 9. Онлайн-трансляцию смогли увидеть ребята не только из школ Оренбурга, но и области. Школьники буквально атаковали авторитетного доктора своими вопросами, и столь большая заинтересованность неслучайна – многие из них в будущем видят себя в медицине.

Какой случай сподвиг выбрать профессию врача?

— Врачом я стал совершенно случайно. Вообще-то с 5 класса хотел стать археологом, даже ездил в археологические экспедиции. Но однажды в рамках урока биологии наш класс повели на экскурсию в областную больницу показать, что такое медицина. Нас завели в хирургическое отделение, и я увидел, как из операционной выходит хирург, весь в белом, в полной своей экипировке. И я увидел, что это Бог. И сразу же понял, что должен стать хирургом. Это было мгновенное, спонтанное решение, но вся последующая жизнь была посвящена этой мечте. И если б я не попал в тот день, в ту минуту в оперблок, возможно, и не стал бы врачом.

Трудно ли Вам давалась учеба в школе и в вузе?

— Школьную программу осваивал налету, при этом уроки не учил. Только с 8 класса взялся за ум. Окончил школу с серебряной медалью. Хочу сказать: плохой ученик никогда не станет хорошим специалистом. Для того чтобы в жизни чего-то добиваться, надо вести осмысленный образ жизни, крутить педали, и все ходы должны быть записаны. А в университете друзья меня называли монахом за мою погруженность в учебный процесс. Стать «художником» своей профессии сможет только хороший студент.

Вы помните свою первую операцию?

— Первая самостоятельная операция провёл, будучи студентом 4-го курса. Это было удаление аппендикса. Помню, как тряслись руки, и до сих пор помню свою бригаду, которая мне ассистировала.

Какая у Вас была самая длительная операция?

— Она длилась 7 часов. Это была сложная резекция поджелудочной железы. Я потом приехал домой и сразу же лег спать. Физически это очень трудно, несмотря на то, что мы тяжестей не поднимаем. Идёт огромный выплеск энергии. И самое интересное, что во время операции ты время не чувствуешь: не хочешь ни есть, ни пить, время пролетает очень быстро. Только потом понимаешь, насколько долго это было. У меня очень большой опыт компьютерного геймерства, и даже есть исследование: хирурги, которые играют в компьютерные игры, обладают более высокой скоростью реакции и быстрее принимают правильное решение во время оперативного вмешательства, ведь у нас очень часто возникают нештатные ситуации. Мы должны всегда просчитывать пути. Для меня современная хирургия – это тоже в определенной степени ассоциация с компьютерной игрой, правда, есть одно «но» – нельзя сохраниться, нельзя перезагрузиться.

Бывали ли случаи смерти Ваших пациентов?

— Хирургия как самая высокорисковая специальность с тяжёлой категорией пациентов, к сожалению, не лишена негативных моментов. Естественно, такой опыт у меня тоже есть. Несмотря на то, что мой стаж перевалил за 25 лет, я до сих пор не смог побороть в себе сострадание к больным. Я искренне тяжело переживаю, и даже не столько за самого пациента, чей клинический случай заканчивается неблагоприятно, а думаю, что в этот момент его родственники, его дети, родители сидят и надеются, что мы сможем спасти их близкого.

К сожалению, такие случаи были, есть и будут. Если б медицина была всесильной, люди были бы бессмертны. Но возникает определённый психологический экран, защита: если врач будет умирать с каждым своим пациентов, он сам долго не проживёт.

Что на первом месте: практическая медицина или наука?

— В медуниверситете я заведую кафедрой факультетской хирургии, в областной больнице являюсь заместителем главного врача по хирургии. Я себя позиционирую первым делом хирургом, только потом уже профессором. Потому что нельзя быть преподавателем и при этом не быть специалистом необходимого уровня. Как можно научить студента тому, чего ты не умеешь делать сам? Поэтому первична клиническая практика. Как мы говорим, «быть в окопе», то есть быть в деле. Но и без науки я не представляю своей жизни, это скучно. Если ты мыслишь нестандартно, у тебя всегда возникают какие-то мысли, идеи, которые можно облечь в какую-то наукообразную форму.

Позволяют ли современные медицинские технологии проводить качественные операции в полевых условиях?

— Да, конечно. Преимущество наших специалистов в том, что при помощи ограниченных ресурсов мы можем сделать то же самое, что делают наши западные коллеги, привыкшие работать в более рафинированных условиях. Наши российские технологии полностью обеспечивают все наши профессиональные нужды. И мы готовы оперировать в полевых условиях.

Как удаётся совмещать работу и времяпровождение с семьёй?

— Чем сильнее ты занят, тем более рационально начинаешь расходовать своё личное время. Начинаешь ценить каждую минуту, начинаешь понимать, что счастье – это «здесь и сейчас».

Как снимаете стресс?

— Лучший способ – физическая работа. Не алкоголь, как некоторые считают. У меня частный дом, я сам копаю, чищу снег, колю дрова. А еще это – физкультура: горные лыжи, велосипед, бассейн. Хорошо помогает выплёскивать негативную энергию.

Есть ли разница между студенчеством вашего поколения и теми, кто сегодня приходит вам на смену?

— Особой разницы нет. Единственное, тренды современного образования повлияли на общую эрудицию нового поколения. Есть откровенно слабые студенты, а есть блестяще мыслящие. Все индивидуально: кто хочет знать, тот будет читать.

Есть возможность взять студентов под своё крыло?

— Любая медицинская специальность, а хирургия в первую очередь, – это ремесло, которое передается из рук в руки, от мастера к подмастерью. Поэтому этот процесс идёт постоянно: старшие учили меня, потом пришла моя очередь: теперь я передаю те знания, которые сам получил. Кстати, в средние века хирурги относились не к гильдии врачей, а к гильдии парикмахеров, цирюльников.

Школьники наперебой задавали герою встречи десятки вопросов. После диалога авторам самых интересных вопросов доктор вручил подарки. А напоследок хирург Дёмин сказал ребятам: «Становитесь врачами, это самая лучшая, самая умная профессия, самая востребованная».