Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

Насколько полно мы используем возможности своего мозга? Как его развить и поддерживать в хорошем состоянии? Какие опасности подстерегают центр управления нашим организмом?

Об этом и многом другом в День борьбы с провалами в памяти рассказал главный внештатный невролог Минздрава Оренбургской области, заведующий неврологическим отделением для больных с ОНМК ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» Сергей Вельмейкин.

— Сергей Борисович, приходилось читать, что все мы задействуем лишь 10, 7 или даже 5 процентов своего мозга. Так ли это и можно ли более полно использовать данные нам природой возможности?

— На самом деле головной мозг используется человеком полностью.

Да, есть зоны более и менее активные, но задействовав их, увеличим ли мы КПД мозга в привычном понимании — что человек больше будет давать идей, у него вырастет работоспособность? Совсем не факт. На мой взгляд, потенциальные возможности определяются генетически — структурой головного мозга. А их реализация происходит под воздействием культурной, информационной, научной среды, в которой находится тот или иной индивид.

— А доминирование левого или правого полушария на способности влияет?

— Около 80 процентов граждан все основные действия выполняют правой рукой, и, по принципу перекреста, у них доминирует левое полушарие. Оно — рациональное, отвечает за письмо, речь, логику… Забота правого — эмоциональное восприятие мира, интуиция, не связанные с логикой креативные решения. А у левшей за обработку информации отвечают оба полушария. Поскольку правши в большинстве, на них ориентируются производители мебели, различных механизмов и прочего. Левши вынуждены что-то перестраивать под себя в мире правшей, и это способствует развитию их креативности, неслучайно среди левшей много успешных людей творческих профессий.

— Как развить свой мозг, улучшить его работу?

— Изменить анатомическую структуру головного мозга мы не можем, а его работа зависит от количества синоптических связей между клетками — нейронами. Чем больше связей, тем больше потенциальных возможностей для реализации человека. Когда в школе мы учим стихи и иностранные языки, получаем знания по самым разным предметам, знакомимся с видами искусства, как раз и появляются нейрональные связи. Такая работа начинается еще с первых месяцев жизни, ведь родители стараются своего ребенка развивать, покупают ему определенные игрушки. Дальше — детсад, после школы – институт… В каком направлении человек себя в итоге реализует — уже другой вопрос, главное, чтобы выбранный вид деятельности был по душе и по природным способностям. К 25 — 30 годам накапливается основной потенциал, создание нейрональных связей заканчивается, и если человек плохо занимался, уделял мало времени своему интеллектуальному развитию, реализация его потенциальных возможностей будет ниже. Потому что время упущено.

— Так после 30 пытаться развивать мозг бесполезно? Новые нейрональные связи уже не появятся?

— Всю оставшуюся жизнь идет поддержка и усовершенствование навыков, полученных в детстве и юности, но количество нейрональных связей дальше только уменьшается. Если человек, допустим, стал врачом, он, по сути, катается по одним и тем же нейрональным «рельсам», они укрепляются, а прочие остаются невостребованными. Развить их потом можно, но на это потребуется время, дополнительные усилия, и не факт, что хороший врач при всех стараниях сможет переквалифицироваться в хорошего экономиста.

— Почему с возрастом ухудшается память?

— Как раз из-за исчезновения нейрональных связей. Снижается скорость работы, сложнее усваивать большие объемы информации — это все когнитивные изменения. Они не означают, что человек начинает сдавать и его потенциальные возможности ухудшаются. Даже люди в глубоко пожилом возрасте способны выдавать идеи, которые не всегда по силам 20-летним. Но скорость уже не та. Помимо этого, с годами появляются различные заболевания. Причем речь о болезнях не только самого головного мозга — Паркинсона, Альцгеймера, опухолях разного рода, рассеянном склерозе и так далее, но и сердечно-сосудистой системы. Атеросклероз и приводящий к нему сахарный диабет, артериальная гипертония изнашивают нейрональную сеть головного мозга, а клинически это проявляется в ухудшении способностей.

— Каким образом гипертония влияет на мозг?

— Повышаясь, артериальное давление вызывает спазм сосудов головного мозга. К нему притекает меньше крови и потому снижается поступление в его клетки кислорода и глюкозы. Если давление запредельно высокое и ангиоспазм сохраняется длительное время, клетки гибнут. Когда нейроны погибают в большом количестве, это инсульт — отнимаются руки, ноги. А бывает, что у человека просто заболела голова, но потом на фоне снижения давления все вернулось к норме. Однако за период ухудшения состояния часть клеток головного мозга погибла — пусть и не гораздо меньшая, чем при инсульте. Такая ситуация называется дисциркуляторной энцефалопатией, человек ее длительное время может не замечать.

— Нервные клетки действительно не восстанавливаются?

— Если клетка погибла, она уже не воскреснет. И новая взамен не появится. Функции погибших берут на себя оставшиеся в живых. Но с каждым разом таких все меньше, и мы получаем ухудшение интеллектуальных способностей. Только в единичных случаях, примерно в 5 процентах от всего спектра заболеваний, когнитивные нарушения могут быть обратимы. Например, при гидроцефалии — если своевременно ее обнаружить и провести специальные операции по нормализации внутричерепного давления, мы спасем пациента от нарушений. Или болезнь Вильсона-Коновалова, при которой идет накопление меди: даем человеку препарат, связывающий медь в плазме и препятствующий ее отложению в тканях головного мозга и печени. Но лекарство придется принимать всю жизнь.

— Откуда столько напастей на наш мозг берется? Ну вот, допустим, болезни Паркинсона, Альцгеймера — как от них уберечься?

— Никак, с данными заболеваниями человек рождается. Но это бомбы замедленного действия, которые взрываются в основном у людей в возрасте. Есть генетический дефект, вследствие которого клетки черной субстанции при болезни Паркинсона или гиппокампа — при Альцгеймере — начинают умирать. Происходит апоптоз, запрограммированная гибель клетки. Остановить ее невозможно, существует лишь заместительная терапия, но чем дальше, тем сложнее удерживать пациента в нормальном состоянии.

— Получается, коли уж в твоих генах имеется дефект, от этих заболеваний даже самый здоровый образ жизни не спасет?

— Хотя и существует генетическая предрасположенность заболеваний, она не обязательно реализуется. Но есть болезни, которые пациент сам себе создает. Например, инсульт. У нас в Оренбургской области ежегодно более 6 тысяч человек с таким диагнозом, и каждый пятый из заболевших от него умирает. Инсульт — даже не болезнь, а клинический синдром. Причин множество — пороки сердца, атеросклероз, артериальная гипертония, сахарный диабет и так далее. Какие-то из этих заболеваний имеют генетическую предрасположенность, к другим же человек приходит сам — через курение, злоупотребление алкоголем, низкую активность, отсутствие мотивации к контролю массы тела.

— К какому врачу следует идти, если заподозрил у себя проблемы с мозгом? К терапевту? Неврологи, подозреваю, не в каждом районе имеются.

— Не в каждом. Обычно все начинают с терапевта. Если своего невролога в районе нет, пациент может быть направлен на консультацию в областную больницу. Более того, у нас даже специализированные центры имеются, которые занимаются той или иной патологией. При ООКБ действуют центры сосудистый, миостенический и рассеянного склероза, а при госпитале ветеранов войн — по эпилепсии и болезни Паркинсона и экстрапирамидным нарушениям.

— Но если страшные болезни тебя обошли стороной — как даже и в немолодом возрасте сохранять хорошую память и нормальную работоспособность? Возможно, кроме здорового образа жизни существуют комплексы упражнений?

— Когда работа подразумевает интеллектуальную деятельность, это уже тренировка головного мозга. А физическая активность поддерживает его анатомическое состояние, улучшая кровообращение и питание клеток. Вот человеку, который на работе копает траншеи, когнитивные функции не нужны, а без использования любой орган утрачивает свою активность. Поэтому в свободное время желательно задействовать разные информационные каналы — зрительные, слуховые, осязательные, обоняние, вкус. Помогут книги, телевидение, радио, искусство… И путешествия, когда вокруг столько всего необычного. Если кто-то осваивает новую профессию — замечательно. Даже когда вы с внуками выполняете домашние задания, что-то объясняете, вы не только им помогаете, а еще и свои когнитивные функции при этом поддерживаете. Гармоничное сочетание интеллектуальных и физических нагрузок позволит надолго сохранить мозг здоровым, а жизнь — полноценной и насыщенной.